Общие приемы композиции

Преобладающим приемом художественной организации ансамбля застройки является свободная пейзажная расстановка зданий, основанная на принципах динамической, живописной симметрии. Более редки случаи, когда композиция микрорайона или укрупненного квартала статична и основана на использовании приемов регулярного ансамбля с четко выраженными осями симметрии.

Эти приемы отчетливо проявились в художественной организации двух московских укрупненных кварталов: 20-го и 95-го в Кунцеве.

Квартал 20 имеет форму прямоугольника, вытянутого с юго-востока на северо-запад, параллельно Рублевскому шоссе, ограничивающему квартал с северо-востока. С остальных сторон квартал ограничен улицами районного значения. Рельеф участка спокойный с небольшим равномерным уклоном в юго-западную сторону.

Двенадцать девятиэтажных крупноблочных башен серии 11-18, расположенных двумя параллельными рядами вдоль длинной оси квартала, создают сильный пространственный акцент, как бы подчеркивая доминирующее композиционное значение этого направления. Главную ось композиции пересекают под прямым углом четыре оси симметрии больших курдонеров, раскрытых внутрь квартала. Эти полуоткрытые дворы, окруженные пятиэтажными домами, композиционно подчинены центральному пространству квартала, главенство которого подчеркивают девятиэтажные башни. Эта четкая система главенствующей и подчиненных осей симметрии придает композиции застройки регулярный характер.

Использование приемов регулярного ансамбля дало ряд положительных результатов. В этом квартале легко ориентироваться. В нем нет случайных перспектив. Общее композиционное решение квартала убеждает в том, что с помощью ограниченного числа типов домов можно создать достаточно выразительную и индивидуальную композицию, которая не вызывает ощущения чрезмерной монотонности, несмотря на многократное повторение одних и тех же типов домов и их групп.

В планировке 20-го квартала имеются и некоторые композиционные просчеты.

Четко намеченный пространственный центр квартала не был превращен в центр его общественной жизни. Участки детских учреждений, расположенных между девятиэтажными башнями, расчленили центральное пространство этого квартала на ряд изолированных, не связанных друг с другом частей. Художественная композиция и функциональная организация в данном случае не стали органическим единством.

Четкость регулярной планировки больших курдонеров заметно нарушена тем, что в каждом из них детское учреждение расположено под углом к оси композиции курдонера.

Художественное значение главной оси композиции недостаточно оправдано, потому что она замкнута внутри квартала и никуда не ведет.

Важный транспортный узел — станция метро «Молодежная», к которому направлены потоки пешеходов, — композиционно не связан с главной осью квартала.

Существенный недостаток этой интересной композиции — невыразительность застройки вдоль основной магистрали района Рублевского шоссе. Здесь не был найден нужный масштаб застройки.

Запись опубликована в рубрике статьи с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий